Но, слава богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
и каждый вздох и каждый взлет
обходится мне все дороже. 
 
И я причастна к тайнам дня.
Открыты мне его явленья.
Вокруг оглядываюсь я
с усмешкой старого еврея.
Б.Ахмадулина
 

 

 

 

I would like to ask you to sign up with the Best Hosting and read more web hosting reviews.

Рабочая программа учебного предмета

Просмотров: 6260

 Почему мы должны писать РПУПы? – самый популярный вопрос на курсах.
В соответствии со ст. 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" п. 6. в компетенцию ОО входит: разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

в соответствии со ст.48 "Обязанности и ответственность педагогических работников" п.1 "осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

Как должна выглядеть рабочая программа учебного предмета? - второй по популярности вопрос.
Если мы говорим о программах, написанным в соответствии с ФК ГОС, то, конечно, в соответствии с "Положением о РПУП" вашей школы. Существуют различные рекомендации и даже требования к структуре и содержанию программ, НО - нет нормативных документов, а это значит: будьте внимательны в выборе пунктов вашего "Положения". Не требуйте от педагогов того, что априори станет пустой формальностью.


К программе педагогами самостоятельно составляется календарно-тематическое планирование, которое может (а зачем?) прикладываться к РПУП в соответствии с локальным актом вашей школы). Локальный акт  – положение о РПУП– не надо ничем отягощать. Простота и функциональность.


Вот рекомендации нашего министерства образования. Конечно, им немало лет))), но они нисколько не устарели по духу: в них подчеркивается самостоятельность решений, принимаемых школой. Самостоятельность и творческий подход.

А вот свеженькие рекомендации: 

На что обращаем внимание? 

Что следует усвоить составителю сразу же, чтобы напрасно не тратить время? Программа должна быть составлена в соответствии с ФК ГОС и с учетом соответствующей примерной программы по предмету. Все дидактические единицы содержания (обязательный минимум) должны найти свое отражение в РП. В чем проблема? Авторские коллективы-разработчики программ и УМК, клятвенно ))) заявляют, что их программы гарантируют выполнение ГОС, но на деле это зачастую не соответствует истине. Это показывает простое сопоставление содержания((( Н/П в программах по литературе почему-то отсутствуют обязательные произведения, указанные в ГОС. Поэтому задача составителя РП - найти авторскую программу, которая лучше всего подходит для реализации требования ГОС. 

Итак, вы выбрали авторскую программу и УМК к ней. Не менее 20% (часов) вы имеете право изменить в авторской программе, да меньше и нельзя: вам необходимо включить в рабочую программу часы на практическую часть, по которой пойдет отчетность школьной администрации (не забудьте: вы отчитываетесь о выполнении собственной рабочей программы, а не авторской). В авторских программах есть  пояснения  к почасовке по разделам, но они носят рекомендательный характер.

1.Из программного количества часов на год распределяем 10% часов (лучше 15%) на уроки развития речи. Совмещаем уроки развития речи с региональной составляющей.

Региональная составляющая на уроках русского языка
Уроки развития речи на основе НРК в 5-6 классе
Уроки развития речи в 7 классе

2. Учитываем количество часов на контрольные работы - сочинения, изложения, диктанты, тесты + работа над ошибками (количество  и содержание контроля обсуждаем на МО),  мониторинговые тесты по предмету школьного (входные, промежуточные, итоговые) и иного (муниципального) уровня. /см. Мониторинг по русскому языку

3. Оставшиеся часы делим по разделам. Распределяем контрольные и уроки развития речи по четвертям. Никакого резерва (нам платят зарплату за реализацию программ в полном объеме).

4. В авторских программах (не во всех!) есть ЗУНы на каждый год обучения, которые вы должны перенести в РПУП.

Если их нет, значит, вам придется самим их составить, исходя из обобщенных требований к каждой ступени образования, содержащихся в стандарте. Учтите, что список авторских ЗУНов может быть шире требований стандарта (автор имеет на это право). Выделите в этом списке жирным шрифтом стандартные ЗУНы, освоение которых обязана гарантировать школа (их и придерживайтесь).

Учтите, что все разнообразие форм контроля должно быть нацелено на проверку выполнения требований стандарта, целевая направленность каждой формы контроля должна быть ясна каждому педагогу и учащимся))

Кроме ЗУНов,  в современных рабочих программах должны быть отражены и общеучебные умения и навыки на каждый год обучения. Вот они точно  отсутствуют в авторских программах, их вы составляете сами по обобщенным требованиям ГОС на ступень образования  по принципу "от простого к сложному".

5. Раскрываем содержание каждого года обучения отдельной таблицей.

6. Если в вашем ОО в учебном плане предусмотрено больше часов на предмет, значит, в РПУПе  отдельным параграфом расписываем, на что эти дополнительные часы (не забудьте об этом сказать в пояснительной записке)   пойдут. Необходимо написать темы всех этих часов.

Разумно потратить их на подготовку к ГИА.

Лучше всего создать несколько тематических модулей, но не стоит писать о подготовке к экзамену прямо в программе: самой реализацией программы мы готовим детей к ГИА))) Поэтому создайте такие модули: "Решение тестовых задач открытой и закрытой формы", "Компрессия текста", "Содержательный анализ текста". Каждый модуль по 10 часов, оставшиеся часы - на знакомство с демоверсией КИМ, критериями, кодификатором, спецификацией, критериями.

7. Критерии оценивания всех видов работ (обучающих, контрольных) включаем в РПУП.

8. Осталось сосчитать количество учебных пособий на каждого обучающегося. Вписать дополнительные пособия (словари, справочники), имеющиеся в вашей школьной библиотеке, короче, все учебно-методическое сопровождение должно найти отражение на страницах вашей РПУП.

КТП (календарно-тематическое планирование) учителя пишут сами, т.к. это рабочие материалы, постоянно корректируемые в ходе учебного процесса. Главное, чтобы в журнале и РПУПе количество часов на разделы совпадало, чтобы была выполнена практическая часть и т.д. Корректировка прописывается для завучей в конце четверти (полугодия, года) в отчете о выполнении программы.

 Сейчас рабочие программы следует модифицировать в связи с изменениями,  например -  изменением форм аттестации (ОГЭ и ЕГЭ, вошедшим в штатный режим).  Явно надо пересмотреть применяемые в учебном процесс контрольные измерители: количество диктантов уменьшим (но не уберем!), увеличим количество изложений (сжатых) и сочинений (в соответствии с критериями ОГЭ и ЕГЭ), введем контроль в  виде тестов разного уровня сложности. Увеличим количество часов на развитие речи в старшей школе, памятуя о введении сочинения в качестве экзамена-допуска к ЕГЭ (в конце 1 полугодия) в 11 классе. Уф!

 

 

Free Joomla 1.7 Templates http://templjoomla.ru/

Вверх